Рекламатека / История брендинга

У нас есть любимая история брендинга одной компании. Компания Nike была основана простыми людьми: американским бегуном Филом Найтом и его тренером Билл Боуэрман. Профессионально понимая необходимость хорошей и качественной обуви для бега, мужчины решили создать свою собственную компанию, чтобы быть уверенными в достижении высот.

В 1960-е лидерами мирового рынка в отношении кроссовок были всем известные Adidas. Однако у этих кроссовок был существенный минус: их цена. Кроссовки Adidas стоили 30-40 долларов против стандартных 5 долларов за обычные американские сникерсы. Однако, фирменные кроссовки сильно отличаются в пользу качества – это то, что Фил Найт прочувствовал на себе.

Фил Найт получил образование маркетолога в Стенфордском университете. Его дипломной работой стало исследование рынка спортивных товаров в Америке. Конечно, это тоже повлияло на дальнейший успех марки.

Основной целью марки становится именно  создание удобной, но при этом дешёвой обуви. Как этого добиться? Сначала мужчины начали перепродавать обувь, купленную в Японии. Стоимость рабочей силы была ниже и в те времена. Это, кстати, и была причина дороговизны обувь Adidas, Puma и других марок - они отшивались в Европе.

В 1962 году была закуплена первая партия японских кроссовок. Она распродалась не просто быстро - мгновенно! Эта ситуация повтораяется снова и снова, прибыль от оборота становится всё больше, компания развивается. И тут появляется распределение обязанностей: Фил закупает кроссовки и продаёт их, а его партнёр переделывает и улучшает закупленные партии.

Спустя три года в компании появляется новый сотрудник Джефф Джонсон, продажник и спортсмен. Компания получает имя Nike, так звали богиню победы в Греции. В этом же году компания открывает свой первый магазин.

Спустя пять лет случается новый этап развития компании. Японская компания выставляет новые условия - либо повышение стоимости на кроссовки, либо часть компании достаётся им. Фил и Билл были готовы к такому повороту и открывают собственное производство.

Через год студентка-дизайнер рисует компании Nike уже всемирно известный логотип - плавный и динамичный. Ей заплатили за него 35 долларов, но через двенадцать лет она получит ещё большее поощрение - акции компании, перстень и свой логотип, выполненный в золоте с бриллиантами.

Развитие бренда продолжалось. Благодаря новой рифлёной подошве кроссовки стали легче, устойчивее, лучше в плане спорта. И этим изобретением Nike стали полноправными лидерами, обладая 50% аудитории. Отныне большинство мировых рекордов устанавливается именно в кроссовках бренда Nike. “Рифлёные” кроссовки теперь самые продаваемые.

К концу 70-х в компанию приходит некий Фрэнк Руди, предлагающий своё изобретение. Оно известно и по сей день - это подошва Air. Занятный факт, что в Nike эту идею приняли лишь со второго раза! С первого она не казалась такой уж новаторской и полезной.

80-е годы были кризисными для компании. Неправильная стратегия и проблемы с производством перевешивали прибыль от продаж. В результате бренд решает вернуться к начальной и верной концепции - просто создавать качественную спортивную обувь.

После следуют крайне успешные коллаборрации со спортсменами, которые приносят марке дальнейший крупный успех.

В настоящее время компания Nike сотрудничает с корпорацией Apple.

Такова их история брендинга и развития в целом.